Terrier Union of Russia

Главная Интересное о животных Очаровательные слоны Таллиннского зоопарка отмечают праздник Слоноуин

Очаровательные слоны Таллиннского зоопарка отмечают праздник Слоноуин

E-mail Печать PDF

Сегодня, 30 ноября, отмечается Всемирный день слонов, посвященный этим удивительным представителям фауны. Празднуют его и обитатели Таллиннского зоопарка — слон Карл и две самки — Драй и Фейн.

«Вы самые лучшие, самые красивые девочки», — говорит зоолог Алексей Туровский Драй и Фейн, протягивая им угощение. Слоны тянут хобот через ограждение и берут с его руки куски яблока, после чего еще разок проверяют хоботом, нет ли добавки.

Всемирный день защиты слонов, отмечаемый 22 сентября, был учрежден по инициативе экологов и неравнодушных людей, обеспокоенных сокращением численности этих самых крупных сухопутных млекопитающих на планете. А 30 ноября ежегодно отмечается просто Всемирный день слонов или, как его еще называют, Слоноуин. По данным Википедии, это один из международных праздников, посвященных слонам.

Несмотря на то, что широкого распространения эта инициатива не получила, все же в разных странах мира в этот день проходят всевозможные мероприятия с целью привлечь внимание мировой общественности к проблеме уменьшения популяции слонов.

Вместе со всеми слонами мира этот день отмечают и обитатели Таллиннского зоопарка — африканские слоны: самец Карл или, как его ласково называют работники зоопарка, Карлуша и две очаровательные самки слонов — Драй и Фейн.

Драй и Фейн живут в отдельном от Карла помещении и, по словам работников зоопарка, прекрасно между собой ладят. Посетителю легко отличить их друг от друга по длине бивней — у Драй они длинные, аккуратные и ухоженные, а у Фейн — короткие.

Вегетарианцы-сладкоежки
«Тут дело в отношении, — объяснил Алексей Туровский. — Фейн своими бивнями интересуется мало, она беззаботно их обтачивает, обламывает, поэтому они и короткие. А вот Драй свои бивни обожает и очень их бережет, иногда даже полирует их пучками сена».

По его словам, и Карл раньше мог гордиться своими бивнями, почти 17,5 см в диаметре, но в возрасте шести лет, когда у слонов начинается половое созревание, он стал ломать вокруг все, что только не подвернется ему под бивень, и, естественно, обломал рос­кошные бивни. Очевидно, тогда и возникла инфекция — некробациллез, поразившая бивни, из-за чего их пришлось удалить.

«Всего было пять сеансов ветеринарного обслуживания бивней, пятый сеанс длился более четырех часов под общим наркозом и заключался в том, что последний, правый, бивень Карлу удалили до основания.

Бивень уходил вглубь почти на 60 см, для этой операции использовались судостроительные сверла, трехкилограммовая кувалда, специальные стамески. Операция прошла успешно — мы приглашали английских специалистов, но вот бивней Карл все-таки лишился», — рассказал Туровский.

Фейн работники зоопарка характеризуют как весьма капризную особу, и Карлу, если они пересекаются, от нее периодически достается, хотя он очень с ней деликатен, несмотря на свой внушительный вид. А вот с Драй, которая по человеческим понятиям ярко выраженный флегматик, у Карла полное взаимопонимание.

Работников зоопарка слоны слушаются, с любопытством тянут к ним хобот, которым могут даже обнять, но не прочь и пошарить по карманам в поисках угощения. По словам Туровского, слоны — чистые вегетарианцы, в зоопарке основная их пища — это сено и ветки, причем в день они съедают примерно по сто килограммов и того, и другого.

«Для кормежки подходят ветки деревьев семейства ивовых, причем ветки обязательно должны быть с корой, поскольку в ней содержатся природные салицилаты, которые почти на сто процентов предупреждают развитие опухолей молочных желез.

Сразу оговорюсь, что нельзя делать выводы по аналогии, аспирин — это совсем не такая безобидная штука», — добавил Туровский.

Раз в день работники зоо­парка дают слонам каждому по ящику паприки и яблок, которые слоны с удовольствием уплетают.

А вот праздничный рацион не обходится без сладостей: Карл, Драй и Фейн — большие сладкоежки, много сладкого им, конечно, нельзя, но в праздники работники балуют их кусочком торта, конфетами и вареньем.

По словам зоолога, нет такой животной особи, у которой не было бы каких-то уникальных особенностей поведения, свойственных только ей. Однако многие особенности характера зависят и от дрессировки животного.

«У каждого животного, и у слонов в том числе, определенный тип темперамента, а характер строится на основе темперамента. Правда, характер связан и с процессом социализации. Говоря о слонах Таллиннского зоопарка, нужно учитывать, что их всех дрессировали и воспитывали», — пояснил Алексей Туровский.

Карл, Драй и Фейн попали в Таллинн из Национального парка имени Крюгера, самого большого природного резервата в Южно-Африканском регионе, в возрасте примерно одного года — сейчас им около 29 лет.

Уже изначально эти животные были предназначены для зоопарка, а значит, дрессировали их по особой системе, характерной только для тех животных, которым предстоит жить в зоопарках.

Особенности воспитания
«Слонов для зоопарка, слонов для выступлений в цирке и слонов, которым предстоит выполнять какие-то рабочие обязанности, дрессируют совершенно по-разному. Зоопарковская дрессировка — самая щадящая, существует около 30 команд, которые слоны должны выполнять беспрекословно — идти в воду и выходить из воды, показывать рот, хобот, подошвы ног», — рассказал Алексей Туровский.

«В последние годы к командам, которые должен знать слон, добавилась такая — он должен позволять брать кровь их ушной лопасти — для анализов.

На самом деле взять кровь у слона можно, даже царапнув ногтем по коже. Несмотря на то, что кожа у слонов очень толстая — вместе с подкожными слоями около 6-7, а то и 9-10 см, она насквозь пронизана мелкими капиллярами, которые расположены на глубине всего лишь одного миллиметра, и если царапнуть кожу, кровь выступит, но мгновенно свернется и для анализов уже не годится».

Всем этим командам таллиннские слоны обучены, правда, по словам Алексея Туровского, научить слонов выполнять эти команды в любых ситуациях — совсем непросто.

Например, наших слонов различные специалисты воспитывали в течение нескольких лет: сначала на месте — в Южной Африке, потом некоторое время в Германии, и наконец, дрессировщики работали со слонами в Таллинне.

Как отметил зоолог, система дрессировки слонов для зоопарка — единственная, при которой слоны сохраняют способность размножаться, ибо другие системы дрессировки гораздо жестче и направлены на то, чтобы животные, пока они работают на людей, не выходили по восприятию самого себя и мировосприятию из детского состояния. В зоопарке слонов воспитывают так, чтобы они ощущали себя взрослыми животными.

«Когда Карл, Драй и Фейн прибыли к нам, они были более метра в высоту и весили около ста килограммов. Вообще, африканский слоненок как раз и рождается примерно метровой высоты и весит около ста килограммов, если он весит меньше 70 кило, вероятнее всего, слоненок не выживет», — рассказал Алексей Туровский.

Мурлыкают и ревут
Изучать слонов, по словам Алексея Туровского, можно бесконечно — это интереснейшее животное полно тайн. Например, слоны умеют мурлыкать.

«Мурлыкать по-настоящему могут только т.н. мелкие, настоящие кошачьи, крупные — тигры, львы, леопарды — на это не способны, они только фыркают. Настоящее мурлыканье происходит на вдохе и на выдохе непpеpывно, так вот слоны это могут.

Их мурлыканье похоже на раскаты громадного тамтама — глухие, низкие, рокочущие звуки, которые слон издает с помощью хобота», — отметил зоолог.

Помимо мурлыканья слоны способны производить еще множество других звуков. Так, в состоянии эмоционального возбуждения, а также общаясь на небольших расстояниях слоны трубят. Слоновий рев — звук редкий, но если оказаться в этот момент недалеко от ревущего слона, то устоять на ногах будет очень трудно.

«Слоновий рев — самый мощный, самый сильный и громкий звук, который могут издавать наземные животные. Этот звук похож на очень громкие, волнообразные раскаты грома. Слоны не выступают без надобности — ревут, когда в ярости или когда им страшно.

Мне доводилось несколько раз в жизни слышать рев слона, и два раза я находился достаточно близко от него, могу заверить, что если стоишь в нескольких метрах от ревущего слона, то равновесие ты потеряешь», — поделился Туровский.

Еще один удивительный факт, в который трудно поверить, — это то, что ходит слон на цыпочках. По словам зоолога, если бы можно было с помощью рентгеновских лучей посмотреть на скелет слона, когда он идет или бежит, то было бы видно, что пяточный выступ у него в этот момент находится над поверхностью земли на высоте более чем 20 см.

«Опирается слон на кончики пальцев, а задняя часть его стопы внутри заполнена особым довольно вязким веществом, с нервами и мембранами.

Для слона это своего рода амортизирующая подушка, и если слон наступит вам на ногу задней частью стопы, то ощущение будет такое, что вам поставили на ногу стокилограммовый мешок с песком — не больно, но и выдернуть ногу будет непросто», — улыбается Алексей Туровский.

Такое строение стопы позволяет слону ходить осторожно и совершенно бесшум­но, а также улавливать сейсмические колебания земной поверхности. Правда, для этой цели служит и последний метр хобота (длина всего хобота примерно 200-220 см).

Как отметил Туровский, положив конец хобота на землю и водя им из стороны в сторону, слон определяет местонахождение источника самых сильных колебаний, а эти колебания ему очень важны, потому что для общения на больших расстояниях слоны постукивают по поверхности земли — получается что-то вроде азбуки Морзе.

Слоновий матриархат
По словам Туровского, не обходилось в зоопарке и без стрессовых ситуаций, связанных со слонами, но заканчивалось все всегда благополучно. Правда, однажды Карл, валяясь на боку, хоботом перебросил через себя одну из сотрудниц, женщина отделалась переломом двух ребер. К слову, слон, резко пришедший в плохое настроение, может швырнуть через дорогу легковой автомобиль.

«Слоны — непредсказуемы. Люди, если говорить об анатомически хорошо оформленных, самостоятельных отдельных мышцах, живут с помощью семиста мышц. У слона таких крупных мышц только в хоботе более 40 000.

Тогда каких размеров и объемов должна быть часть коры головного мозга, отвечающая за моторику? Человеческий мозг в среднем весит 1300 г, а мозг слона — примерно от 4700 до 5500 г, и что может прийти слону в голову — предугадать практически невозможно», — заметил он.

Слон — животное общест­венное, живет в стаде, в котором в среднем девять взрослых самок и слонята, и в стаде царит матриархат. Примерно в 14 лет самцы обязаны покинуть стадо и начать самостоятельную жизнь.

Продолжительность жизни слона, по словам Туровского, варьируется в пределах 70 лет, в этом случае все упирается в способность питаться.

Четыре зуба слона, за исключением бивней, меняются шесть раз в течение его жизни, и последняя смена зубов у африканского слона, как правило, происходит в 62-64 года. Примерно к 70-летнему возрасту последний комплект зубов стирается, и слон есть больше не может, происходит это постепенно — слон питается все меньше, все хуже, и в конце концов просто угасает.

Память у слонов — потрясающая, и сохраняется до старости. Что, кстати, ему совершенно необходимо, поскольку в день слоны съедают более двухсот килограммов веток и листьев, а значит, им необходимо преодолевать гигантские расстояния в поисках пищи. Память должна быть хорошей, чтобы слон помнил и дорогу, и, что самое главное, где и как можно добраться до воды.

Как спят слоны? Застать Карла, Драй и Фейн спящими практически невозможно, спят они, как и все слоны, очень мало, всего несколько часов.

Предпочитают отдыхать стоя. На несколько минут могут прилечь на бок, но для них это вредно — Драй и Фейн весят примерно по четыре с половиной тонны, а Карл и того больше — шесть тонн, и если лежать на левом боку, огромный вес будет давить на сердце, а если на правом — на печень.

Кого боится слон?
В отношении слонов существует немало мифов, и один из самых распространенных, который даже в детских мультфильмах используют, — это то, что слоны боятся мышей.

По словам зоолога, мыши и другие мелкие грызуны могут доставить слону неприятности просто из-за своей привычки грызть все, что пахнет органикой, но никакого панического страха перед грызунами у слонов нет.

«Например, когда слон находится у себя в помещении, в тишине и спокойствии, а сено и солома движутся и шуршат, его это беспокоит.

Резкое шуршание, действительно, в некоторых случаях может спугнуть слона — он наступит на грызуна или отскочит, однако обычно у слона нет установки раздавить что-то маленькое и юркое, он просто переминается с ноги на ногу, пытаясь как-то устранить шорох и шум, или просто отходит от мыши, если ее видит», — объяснил Туровский.

А вот пчел слоны как минимум недолюбливают, по словам зоолога, укусы пчелы для слона, несмотря на его толстокожесть, очень чувствительны.

Более того, когда ядовитое жало остается в коже, слон не в состоянии быстро его вытащить, поэтому получает довольно большую порцию яда. Кроме этого, пчелиный яд, может вызвать у слона аллергическую реакцию.