Terrier Union of Russia

Главная Мир собаки У волкособа нрав особый

У волкособа нрав особый

E-mail Печать PDF



Распространено мнение, что собака – это помесь шакала с волком. Профессор кафедры кинологии Пермского института внутренних войск Вячеслав Махмудович Касимов убежден: все собаки произошли от волков миллионы лет назад. Приручить лесную кровь

Уже в нашу историю в кровь собак удалось добавить волчью кровь, так появился новый гибрид собаки и волка – немецкая овчарка. Поддающаяся дрессировке собака с волчьими генами.

В давних советских кинолентах служебно-розыскные собаки в массовом порядке демонстрировали невероятные чудеса, которых не было в реальной жизни. По запаху носового платка, случайно выпавшего из кармана преступника, легко разыскивали последнего в толпе людей.

В действительности собак с таким нюхом было немного, а сейчас их и вовсе единицы.

Это вырождение – результат столетней борьбы за экстерьер. Человечество изрядно переусердствовало в создании новых экзотических, декоративных видов четвероногих «братьев наших меньших». Собаки стали терять свои рабочие навыки.

Известно, что по выносливости, остроте нюха, силе и другим качествам волки намного превосходят собак. Профессор Вячеслав КАСИМОВ задумался: а каким же способом можно улучшить служебные навыки собак, привить им лучшие черты серых лесных зверей?

Если уже был удачный опыт их скрещивания, почему бы не повторить его?

Помог случай. Несколько лет назад он купил у одного охотника волчицу Найду и повязал ее с кобелем овчарки. Появилось потомство. И не просто потомство. А основательные, уверенные в своей силе звери, внешне похожие на волков. При этом они подчиняются командам человека.

В институтском питомнике Касимов вырастил несколько таких собак с генами волка. Новую породу овчарки назвали «волкособ».

Секрет Касимова

Открытие нашего земляка Касимова в том, что он опровергает научные данные, говорящие, будто помесь собаки и волка ведет к вырождению, становится ни к чему не способна и обречена на гибель. Действительно, многочисленные опыты по скрещиванию приводили к плачевным результатам.

В успешных опытах профессора есть свой секрет. Не всякий представитель волчьей стаи годится для воспроизводства волкособа. Дело в том, что набор генов, выработанный у волков миллионы лет назад, заставляет их быть в своей естественной среде обитания осторожными.

Волк никогда не пойдет на незнакомый предмет, который обнаружит на своей тропе, даже если здесь он пробегал сотни раз до этого. Случайно сломленная охотником ветвь на кусте заставит волка свернуть с привычного пути.

Вот почему зверь никогда не выходит за периметр красных флажков при охоте. Волк с ходу легко перемахнет трехметровый забор, натянутая веревка с флажками – ему не высота. Но веревка для него – незнакомый предмет, и он никогда не приблизится к ней. Только единицы перепрыгивают – это волки, у которых понижен уровень страха, заложенного в генах.

Именно от таких волков происходят волкособы. Именно такой оказалась прирученная волчица Найда, давшая целое потомство пермских волкособов с особым нравом.

Один из курсантов как-то бросал камешками в Найду, обжившуюся в питомнике, – та запомнила. Увидела, что за забором идут курсанты строем, перемахнула трехметровую преграду, стремительно разыскала обидчика и куснула его. Отомстила.

Для воспроизводства волкособов необходимы отдельные особи, у которых понижен генетический уровень страха.

Найди десять отличий, а, возможно, сто

Чем же отличаются волкособы от собак, живущих в питомнике?

Собаки лают – волки воют. Но когда волкособы воют, собаки начинают подвывать. Да и волкособы иногда начинают подлаивать. Среда окружения.

Как только ни называют волкособов: «секретное оружие», «серый спецназ».

У них гораздо лучше чутье. После одного-двух дней тренировок они выполняют те или иные нормативы лучше собак-чемпионов. Кроме одного: им хуже удается команда «Голос!». Лаять как-то непривычно.

При задержании условного преступника собаки срываются с места, хватают его. Волкособ не торопится, устремляется на «преступника» прямиком и знает, что сделает: подныривает под руку – и пастью в пах или в шею, как на оленя охотится. Правда, от этого серых питомцев отучили, и теперь волкособы только играют в охоту.

Унаследовав великолепный волчий нюх, они в отличие от менее способных собак легко обнаруживают наркотики, уверенно находят мины. Чувствуют себя невозмутимо в экстремальных ситуациях.

Волкособ не боится нового, может равнодушно стоять, ожидая команды, между двумя

БТРами с заведенными грохочущими моторами. Любая собака такого испытания не выдержит. Сделает лужу.

Однажды в горах вертолет качнуло в воздухе от выстрела. Пассажиры заволновались. Волкособы, не сдвинувшись с места, только посмотрели по сторонам.

Во время учебных марш-бросков вдоль лесного массива собаки резво натягивают поводки, тащат курсантов за собой. Волкособы бегут легко, вразвалочку. Обратно в питомник собаки возвращаются, высунув языки от усталости, а эти хоть сейчас готовы преодолеть дистанцию еще раз.

На дворе ветер с хвостом, ушки – торчком

Всеми замечательными характеристиками своих родителей обладают и дети волкособов.

Серых деток Касимов иногда берет к себе на житье, на кормежку, на восстановление сил и лечение.

Служат волкособики в питомнике на скромном пайке: вместо мяса – овсянка. Выжить бы. А у профессора они живут как бы в патронажной семье, в домашних условиях.

Сейчас у профессора во дворе его частного дома обитают три юных волкособа. Привез он их сюда хмурыми, вислоухими, а сейчас – хвост по ветру, ушки торчком. Носятся по двору, играют.

А кормление волчато-щенят – отдельный разговор. Касимов выходит с тазиком еды в отгороженный закуток. Те – за ним. Держа таз над головами питомцев, Касимов заставляет их по команде сесть. Ставит тазик на землю – в мгновение три мордочки, три пасти погружаются в духовитое варево. Через считанные секунды звонко зализывают чистое дно.

Дисциплина – вообще первое дело при воспитании щенков. Можно положить кусок мяса на морду зверю и заставить его съесть только по команде.

Только так. Порядок. Знай, зверь, свое место.

Перед Касимовым стоит задача, как восстановить утраченные с годами рабочие качества служебно-розыскных собак. Вполне реальна перспектива и далее совершенствовать новую породу.

Волкособы быстро овладевают необходимыми рабочими качествами, способны гораздо успешнее реализовывать их на практике. Они еще послужат человеку.