Terrier Union of Russia

Главная Новости о собаках Гонка на собачьих упряжках "Беренгия-2011"

Гонка на собачьих упряжках "Беренгия-2011"

E-mail Печать PDF



Камчатцы едут в Эссо семьями. Каждый год с наступлением весны жители полуострова проверяют подвеску своего авто, закидывают в багажник две запаски и устремляются в далекий Эссо — провожать «Берингию», пропитанную духом Севера, красивую, стремительную и такую родную гонку на собачьих упряжках. Уже в сентябре все гостиницы Эссо забронированы на март, а в частных домах еще с осени знают имена своих весенних постояльцев и подсчитывают будущий доход. Немногочисленные кафе готовятся встречать прожорливых туристов, делая гигантские запасы пельменей. Благо место для хранения искать не нужно: в селе зимой минус 30 — обычное дело!Третье десятилетие бежит по Камчатке «Берингия». Поначалу обогнала все мыслимые и немыслимые гонки, заткнула за пояс «Айдитарод» — прошла более 2000 километров до чукотского села Марково, попав в Книгу рекордов Гиннеса... А потом улеглась в свою собственную, неповторимую трассу «Эссо — Оссора» и вот уже 11 лет из года в год повторяет этот маршрут длиной 950 километров.

Две недели в пути, 70-90 километров в день по бесконечной тундре, с ночевками в бедных поселках Корякии: Ковране, Тигиле, Воямполке, Лесной, Караге…

Кроме официального Положения о гонке у каюров есть правила неписаные:

как бы ты ни спешил к победе, помощь в дороге нужно оказать любому
если у тебя есть тапочки для собак, а у соперника они закончились — поделись
если каюр просит дать ему собаку для участия в гонке — дай
деньги за собаку брать не принято, это практически всегда подарок

Пробежала? Хороша!

В этом году Андрей Притчин стал четырехкратным чемпионом «Берингии». Из девяти гонок, в которых он принимал участие, пять стали для него призовыми, четыре — победными. Из 12-ти собак Притчина, стартовавших в Эссо, до финиша в Оссоре дошли шесть.

За десять лет карагинский рыбак прошел на своей упряжке более девяти тысяч километров берингийской трассы. Ни разу (!) не отказавшись штурмовать Карагинский перевал, самый сложный участок маршрута. А такой шанс был всегда — еще в Палане, за 200 километров до перевала, главный судья соревнований дает каюрам возможность сойти с дистанции и доставить собак вертолетом до дома. Можно в начале подъема сдать их в обоз и взлететь в гору на снегоходе.

Но это не по-притчински. Возвращаться в родное село (Андрей — уроженец Караги) надо с победой. Участником «Берингии» Андрей Николаевич стал не сразу:

– В 1989 году я решил избавиться от упряжки. Всё, сказал. Больше не хочу! Мы тогда еще на собаках навагу на завод возили с Карагинского залива, на охоту ездили… И тут в 91-ом пришла «Берингия!». Что, не могли раньше?! Такая тогда досада была!

Притчин всерьез занимается выведением своей, местной породы. Намешал в неё и усть-хайрюзовских кровей, и чукотских, и тымлатских. Проверяется ездовая просто: 950 километров «Берингии» пробежала? Хороша!

Если Притчин не участвует в гонке сам, то собаки его бегут в упряжке односельчан. Пять лет назад появилась в команде каюров «Берингии» фельдшер из Оссоры — Рита Байшуакова. Дал ей несколько ездовых. Как не помочь соседке? Теперь Маргарита сама занимается селекцией: подобрала в этом году сильных, красивых собак. В гонке пока не лидирует, в прошлом году пришла последняя, в этом — уже седьмая. В прошлый раз расплакалась перед штурмом перевала: «Устала!».
Весна поторопилась

В этом году проверка для каюров «Берингии» вышла серьёзная: в корякской тундре было мало снега. Замедлился бег, запетляла дорога, обходя рано вскрывшиеся речки и ручьи, выискивая снежные островки. Одна за другой выбывали из гонки собаки: лёд резал подушечки лап, капли крови на трассе сообщали каюру, что кто-то из четвероногих участников нуждается в помощи.

Страдальца укладывали на нарту, а на финише этапа сдавали в обоз. К Палане сошедших с трассы набралось около сорока. Небывалая цифра. За все двадцатилетие, что бежит «Берингия» по Камчатке, столько уставших собак не было в обозе ни разу. Но и весна, столь ранняя и бесснежная — первая за все двадцатилетие. Организаторы гонки попытались обмануть природу, назначили старт «Берингии» на неделю раньше — и все-таки проскочить не успели.

Еще одно сожаление года — сошла с дистанции участница из Фрайбурга (Германия) Лиза Штреккер. Молодая немка отважилась выйти на старт гонки на собачьих упряжках впервые в жизни. И сразу — в России. Впрочем, Лиза Штреккер на Камчатке бывает часто, изучает растения полуострова. Хорошо владеет русским. А вот упряжкой управляет пока неуверенно.

Двенадцать дней провела Лиза вместе с каюрами «Берингии-2011»: дошла от Эссо до Паланы, испытала все «прелести» экстремальной гонки и… готова в следующем году повторить опыт. Только теперь не со сборной упряжкой, а со своей собственной. Кстати, участие представительницы Германии в «Берингии-2011» вернуло традиционной камчатской гонке на собачьих упряжках статус международной.
Друзья-соперники

Каждую весну из самых отдаленных поселков Камчатки съезжаются друзья-соперники на старт «Берингии», обнимаются при встрече и совершенно искренне желают друг другу доброго пути.

Весь год эти люди так далеко друг от друга, каждый в своем поселке, что и по телефону-то не поговорить. Да что телефон — важно видеть глаза друзей, важно дышать одним воздухом, напитаться берингийским духом, чтобы понимать друг друга с полуслова.

Вот Герман Айначгин из Хаилино Олюторского района всю свою первую гонку пролежал на нарте, только перед перевалом поднялся: помочь собакам взобраться в гору по свежему снегу. А каюр из села Карага Миша Захаров по молодости все никак не мог усидеть на нарте: бежал сзади, подталкивал, чтобы ездовым работу облегчить. Сейчас Миша повзрослел, «Берингию» забросил, равно как и сельскую жизнь — перебрался в город. А Герман в этом году очень хотел прилететь, но не смог — не успел вовремя прививки собакам сделать…

Его товарищ из Ачай-ваяма Олюторского района Иван Нивани тоже в этом году участия в гонке не принимал. Но тут другая причина — три недели не было лётной погоды. Когда небо над Олюторским районом открылось, «Берингия» уже стартовала. А Ивана здесь так ждали...

Но для тех, кто приехал — как отец Владислав Ревенок, настоятель православного храма, или нынешний четырехкратный чемпион гонки Андрей Притчин — прозвучало знакомое: 4-3-2-1… Пошла!

И, заслышав команду, рванули собачки за околицу села, и побежали назад дома, деревья, сугробы, веселые люди, машущие флажками... Вся прошлая жизнь бежит назад, и остается каюр наедине с тундрой.


СПРАВКА

Билет на самолет до Петропавловска в феврале не «кусается». Отдых на Камчатке надо планировать на конец февраля — начало марта. Все радости одновременно: катание на горных лыжах с Красной сопки (прямо в центре Петропавловска). Экстремальное путешествие на автобусе до заснеженного села Эссо (600 километров по «зимнему асфальту»). Купание в горячих источниках прямо посреди сугробов, гонки на снегоходах. И ко всему этому два красочных праздника, один за другим взрывающих «камчатскую Швейцарию». День оленевода, а неделю спустя — старт традиционной камчатской гонки на собачьих упряжках «Берингия».