Terrier Union of Russia

Пойнтер

E-mail Печать PDF
Pointer

В изданной в 1929 г, брошюре В. Н. Баснина ("Пойнтер, его стати и признаки качеств" приведен рисунок именно такого типичного пойнтера компактного, невысокого на ногах, крепко-сухого, очень пропорционального, с головой современного профиля на чистой шее, С этого периода практически исчезают из породы атавистические признаки фоксхаунда и легавой. Преимущественным окрасом в это время становится красно-пегий и черно-пегий, реже желто-пегий. Кофейно-пегий окрас отходит на задний план.

Очень популярны и многочисленны были в 20-е годы черные пойнтера благодаря успехам непревзойденного полевого чемпиона Камбиэа ВРКОС 4685, вл. Ясюнинский. Черные и близкие к ним палевые и кофейные пойнтера всегда представляли собой особый экстерьерный тип, более сухой и легкий, но при этом прекрасно укладывающийся в стандарт породы и достойно конкурирующий с пегими собаками на общем ринге и в поле. Этот тип замечателен также исключительной устойчивостью. Он практически не изменился за все время существования породы.

В 30-е годы продолжается дальнейшее совершенствование пойнтера. Собаки этого периода уже массе стали красивее и благороднее. Обращают на себя внимание рельефные головы и очень пропорциональные, крепкие, как бы литые колодки черно-пегих собак линии ч. Рокота, вл. Чумаков В. А., ч. Рокета II 1153, вл. Цыганов П. Н., которая была продолжена в 40-х и 50-х годах его же ч. Джимом 344 и Джимом 1011, вл. Меркулов В. А. Изящными этих собак не назовешь, но в них было много мощи, мужественности и страсти. В это же время появилась и засверкала линия красно-пегих собак современного "обтекаемого" типа, в котором все абсолютно гармонично, четко вылеплено, плавно и красиво. Родоначальником этой линии был ч. Бокс 11 60, вл. Липатов И. М., а через его потомков, включая н. Стинга Савельева И. В, (р. 1960 г.), эта линия дошла почти до наших дней, неся в себе, помимо благородного облика, плавность м горделивость движений, манеру держаться спокойно и с достоинством. Интересно, что однопометник Бокса II черно-пегий ч. Миг 50, вл. Юдкин, не создал экстерьерной линии, но его кровь неизменно присутствует во всех лучших полевых собаках, начиная с его сына, черного полевого ч. Блека 26, вл. Рождественский (г. Горький), и до наших дней.

Эти линии до середины 60-х годов "делали породу" в породе, которая отличалась большим разнообразием окрасов и типов собак. Выставки были очень интересными и часто непредсказуемыми по результату. На ринге работали такие корифеи, как А. А, Чумаков, Б. А. Калачев, А. В. Гусев и другие. Многое зависело от их вкуса, К тому же в это время в Москву и Ленинград был ввезен ряд собак из-за границы (чешские, финские, чуть позднее немецкие и датские), которые оказали на породу заметное, но неоднозначное влияние. Платя за необходимое освежение крови, пришлось мириться с временным ухудшением экстерьера собак от "смешанных браков". Полевые качества, однако, явно улучшились, особенно в третьем-четвертом поколениях.

Результатом освежения крови стало возникновение новых линий. Некоторое время еще отчетливо различалась простота ввозных предков. Но красно-пегий ч. Шнеп 1153, ал. С. И. Кремер, родившийся в 1963 г, в результате кросса старой московской линии с потомством финского кобеля Фильдборн-Финн-Ральфа 619, вл. Курбетов (г. Ленинград), стал родоначальником блестящей в экстерьерном и полевом отношениях, очень стойкой линии, вскоре затмившей все остальные и оказавшей огромное влияние на породу в масштабе всей страны. Не имея, за редким исключением, конкурентов на ринге, Шнеп был выдающимся полевиком (5 дипломов I ст.) и производителем, передававшим потомству свой тип, включая очень мягкий, "интеллигентный" характер. Поэтому его использовали очень широко, и вскоре в Москве не осталось почти ни одной собаки, в родословной которой не было бы Шнепа с обеих сторон, и часто не единожды. В результате увлечения Шнепом был растерян ценнейший генетический фонд. Порода свелась, за редким исключением, к одной высококлассной, но очень однотипной красно-пегой стае. Замечательно, что с этих пор лучшие по экстерьеру собаки стали и лучшими полевиками.

В этом смысле пойнтера находились в исключительно благоприятных условиях. Помимо Шнепа, его сына - абсолютного чемпиона Бена 1402, еще целый ряд выдающихся производителей принимал участие в формировании породы. Но порода, как известно, это единый организм, он не может долго жить только за счет внутренних ресурсов. К тому же своеобразие и прелесть пойнтеров как породы состоит в том, что в ней в пределах единого стандарта существуют несколько четко различимых экстерьерных типов, прямо связанных с окрасом и могущих удовлетворить любые вкусы. А красно-пегие, как известно, воспроизводят только себе подобных.