Terrier Union of Russia

Фокстерьер

E-mail Печать PDF
Fox Terrier

Жесткошерстный фокстерьер, фокстерьер жесткошерстный, фото, фотография

Вначале фокстерьеров на выставках было немного, но уже в 1899 году численность собак резко возросла: в Петербурге их было выставлено 49, а в 1897 году впервые была продемонстрирована работа собак по лисице и барсуку в искусственной норе. Фокстерьер становится весьма популярным.

В 90-х годах в Петербурге, в Прибалтике появляется сеть питомников, заводчики которых работают как на основе непосредственно ввезенных из Англии взрослых собак и молодняка, так и на базе собак отечественного разведения, от производителей, ввезенных в более ранний период. Важным событием явилось образование в 1900 году самостоятельного Русского общества любителей фокстерьеров и такс (РОЛФиТ). Одним из его учредителей стал К.А. Бено. С именем этого замечательного заводчика тесно связана история разведения фокстерьеров в дореволюционной России. Свою активную заводскую деятельность Бено сочетал с деятельностью эксперта, с разработками правил проведения выставок и испытаний, организаторской деятельностью и, наконец, им была выпущена книга "Фокстерьер", ставшая важным событием кинологической жизни России.

С каждым годом возрастает число питомников и собак, при этом доминирующее положение по-прежнему занимает гладкошерстная разновидность. Из заводчиков, разводивших жесткошерстных фокстерьеров, следует отметить В.А. Досса (Москва), державшего собак сильных рабочих кровей. Вывод рабочих собак, наиболее грамотные заводчики обращают внимание на возможность негативных последствий, связанных с имеющим место чрезмерным увлечением удлинением голов у фокстерьеров и предупреждают, что такие стремления приведут к снижению крепости хватки, а следовательно, к утрате главного породного охотничьего качества норных - мертвой хватки. Фокстерьеры России, благодаря хорошему исходному племенному материалу и грамотному ведению селекционной деятельности, были, по отзывам иностранных экспертов, судивших на наших рингах, на довольно высоком уровне. Однако увлечение норными собаками все еще ограничивалось довольно узким кругом любителей, и увлечение это носило в основном спортивный характер.

После 1917 года от хорошего по рабочим качествам поголовья, фокстерьеров остались, к сожалению, практически единичные экземпляры собак. Приоритет Петербурга был утрачен. Начиная с этого периода, благодаря сохранению отдельными заводчиками Москвы, по существу, жалких остатков их питомников работа с породой продолжилась и, со временем, сосредоточилась преимущественно в столице, которая и стала основным кинологическим центром норных России.

Знакомясь с дальними рядами родословных жесткошерстных фокстерьеров, следует отметить некоторых московских заводчиков. Прежде всего это А.А.Налетов, который, будучи охотником, держал не только норных (с 1912 года), но и лаек, гончих и английских сеттеров. Позднее, после революции, большая часть питомника была им утрачена, и к 1923 году он сохранил только двух жесткошерстных фокстерьеров. Вскоре ему удается приобрести еще четырех собак хороших рабочих кровей. На выставке Мосгубсоюза 1924 года Налетов выставил четырех собак. Одновременно были организованы и испытания по лисице. Из четырех его собак одна получила диплом первой степени, а две - второй. Наиболее известным его фокстерьером был Дохин-Дорис, который славился у охотников злобой и настойчивостью при работе по барсуку. Известен случай, когда он, непрерывно подавая голос, не выходя из норы, держал барсука на месте, не давая ему ни уйти, ни закопаться. Естественно, что такие качества очень ценились, и с ним многие охотно вязали своих сук, а нередко прибегали к инбридингу.

Конец 20-х - начало 30-х годов характеризуется энергичными усилиями по восстановлению поголовья фокстерьеров. Этому во многом способствует появившаяся возможность импортирования собак с хорошими родословными и ценных рабочих кровей из Англии, Ирландии, Бельгии.

Надо отметить, что порода у нас еще не была разделена на две самостоятельные разновидности, и их подчас вязали между собой вплоть до 50-х годов. В ряду имен крупнейших заводчиков этого времени особое место занимают Э.Э. Борель, А.И.Окунев, А.И.Павлов, чуть позднее Н.П.Кудряшев, С.М.Горнов, И.Е.Головкин и др. Их собаки сыграли важную роль в восстановлении обеих разновидностей.

Особого внимания заслуживает заводская деятельность в 30-50-е годы двух замечательных заводчиков: С.М. Горнова и Н.П.Кудряшева. Горнов вел работу главным образом с жесткошерстными фокстерьерами. Кудряшев работал с обеими разновидностями. Большой заслугой обоих заводчиков явилось сохранение значительной части собак в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Сохраненное поголовье имело важное значение при восстановлении численности породы.

Годы окончания войны и вторая половина 40-х годов характеризуются бессистемным импортированием собак из-за рубежа, при этом большей частью без родословных. Но и наличие последних не всегда позволяло прогнозировать качество потомства. Вместе с тем, двух из них, удачно использованных с отечественным материалом и сыгравших заметную роль в становлении породы, необходимо упомянуть особо. В первую очередь, это Торн (Венгрия). Он был неизвестного происхождения, имел, в отличие от большей части ввозных собак, маленький рост (всего 35 см), хорошую колодку, но коротковатую голову. Его довольно широко использовали. Наиболее значимым по своим положительным последствиям был его потомок ч.Торн, полученный от Джерри-Черри (рост 41 см), оба Н.Л.Поповой. В свою очередь, от ч.Торна и ч.Глори 1046 С.М.Горнова был получен выдающийся кобель ч.Горн 1036, оставивший после себя плеяду выставочных и полевых чемпионов.