Terrier Union of Russia

Пойнтер

E-mail Печать PDF
Pointer

Пойнтер, фото породы собак фотография

Чистокровному пойнтеру - около ста лет, хотя сама порода старше по крайней мере еще на столько же. Это мы можем утверждать, опираясь на исследование Л. П. Сабанеева по истории пород легавых собак, в котором изложен процесс создания породы "пойнтер" и рассмотрено ее состояние в конце XIX века. На протяжении всего последующего периода не угасал интерес охотников к замечательной породе, стремление видеть пойнтера еще более красивым, чутьистым, выносливым, стильным в работе и добронравным. Подводя итог этому процессу, уместно и актуально сравнить сегодняшнего пойнтера с его предком конца прошлого века.

Московская секция любителей пойнтера располагает обширными материалами по истории породы (несколькими сотнями фотографий пойнтеров, описаниями полевых испытаний и выставок далекого прошлого, наконец, личным опытом старейших членов секции), которые наряду с трудами Сабанеева и известного английского заводчика, современника Сабанеева, В. Аркрайта позволяют вполне достоверно и объективно проследить эволюцию породы.

На внешний облик пойнтера второй половины прошлого века еще оказывали сильное влияние породы охотничьих (и неохотничьих) собак, из которых он формировался. Вообще, в истории пойнтера много неясного, но, по Сабанееву, схема создания породы выглядит так: "Сначала робкие, неуверенные попытки вывести новую, более быструю породу гладкошерстных птичьих собак скрещиванием с гончими. Затем, ради исправления голов и хвостов новой породы, скрещивания с борзой, кончившиеся тем, что пойнтеров-выборзков пришлось исправлять дропперами (помесь сеттера с пойнтером), французскими браками и даже бульдогом... Не далее как в 80-х годах (XIX века. - В. М.) ирландские охотники с целью увеличить энергию пойнтера и дать ему более плотную псовину вновь прибегли к скрещиванию с фоксхаундом".

В результате: "Современный пойнтер с первого взгляда напоминает фоксхаунда, только в облагороженном виде: у него красивее голова, длиннее уши, тоньше хвост и короче шерсть".

Это определение относится, по-видимому, к желто- и красно-пегим собакам, наиболее популярным в 70-е годы прошлого века. А на рубеже веков мода поворачивается лицом к кофейно-пегим пойнтерам, которые сильно отдавали старинной гладкошерстной легавой. Но независимо от окраса это были атлетически сложенные, крепкокостные, довольно круторебрые, с мощной поясницей и прямой спиной собаки. Голова вполне соответствовала требованиям этого времени - "быть средней между головой фоксхаунда и короткошерстной легавой, с уклонениями в ту или другую сторону". Правильная по пропорциям черепа, с более или менее заметным переломом, невысоким плоским теменем, высоко поставленным ухом, она все же сильно отличалась от головы современного пойнтера или мясистостью легавой, или клиновидностью фоксхаунда, с плавным обрезом губ, как-то незаметно переходящих в продольные складки на недлинной шее.

На многих фотографиях видна грубая псовина, особенно на пруте, тоже, несомненно, наследие фоксхаунда.

В целом собаки производят впечатление пропорционально и правильно сложенных, но грубоватых и простоватых. Во всяком случае, выставочный чемпион конца прошлого века Геро, вл. Рогген, вряд ли прошел бы в сегодняшнем ринге на оценку "отлично". Еще в большей степени сказанное относится к сукам, которые были в весьма кобелиных ладах, без признаков женственности и элегантности. По сегодняшним понятиям, этих пойнтеров следует отнести скорее к крепкому, чем к крепко-сухому типу конституции.

Однако такой тип возник не только благодаря влиянию исходного материала. Ведь пойнтер пережил и эпоху увлечения легкими собаками, очень быстрыми, но стомчивыми. Однако вскоре этот путь был признан тупиковым, ведущим к вырождению. Всеобщее предпочтение отдали описанным выше собакам, способным работать целый день галопом, а не два часа "бешеным карьером махом борзой". Именно в это время и сложилась мода на пойнтера в типе фоксхаунда, крепкого, выносливого и достаточно быстрого.

С этого момента (80-е годы XIX века) породу стали вести в чистоте и без разделения собак на относительно тяжелых выставочных и легких - для полевых состязаний. Экстерьер сложившейся в целом породы не удовлетворял, однако, эстетическим вкусам любителей, и. в ближайшем будущем пойнтер путем отбора был усовершенствован настолько, что, например, ч. Слава и ч. Рекс, вл. Лунин Н. И. (1910 г.), выглядели заметно благороднее своих бабок и дедов.

Но подлинная "революция" в экстерьере породы произошла в следующие 15 лет. Бельгиец Шарль Хюж, приглашенный (это в годы-то разрухи) судьей на Первую всесоюзную выставку в 1928 г., так передал свои впечатления от ринга пойнтеров: "Я никак не ожидал, чтобы СССР после всего пережитого смог не только сохранить, но даже развести такое громадное количество выдающегося классного материала. Такого ринга, на котором было бы собрано столько собак и такого качества, я никогда за свою долголетнюю практику судейства еще не видел". Удивление и восхищение господина Хюжа можно понять. Находясь за границей, резонно было предположить, что, потеряв связь с родиной пойнтера, русские собаководы загубят породу. И вдруг такое открытие! Пойнтер в СССР не только не пропал, он приобрел огромную популярность и достиг высокого качественного уровня.

Изучая многочисленные фотографии пойнтеров двадцатых годов, мы видим собак уже вполне современного типа.

Чемпионы первой Всесоюзной выставки Чек ВРНОС 5416, вл. Борисов и Лада ВРКОС 4933, вл. Жилкин и на сегодняшних рингах смотрелись бы неплохо.