Terrier Union of Russia

Главная СМИ о птицах Соколиный «полк» на страже... самолетов.

Соколиный «полк» на страже... самолетов.

E-mail Печать PDF

    Соседи этих крылатых хищников - «Боинги» и «Эйрбасы». Сосуществование вполне мирное: «стальные» птицы прилетают и улетают, выполняя миссию транспортную, а вторые - из плоти и перьев - занимаются оборонным делом. Более десяти лет в аэропорту «Ташкент» работает специальная орнитологическая служба, а проще говоря «птичья полиция» , сообщает независимая газета Узбекистана «Uzbekistan today».

     «В штате» орнитологической службы аэропорта более 50 хищных птиц. В основном - соколы-балобаны, беркуты, карликовые орлы. Каждый из сокольничих выбирает себе птицу, что называется, по своему вкусу. В ближайшем будущем планируется не только увеличить количество ловчих птиц, которые будут обучены для «патрулирования» неба над аэропортом, но и реализовать программу содержания и разведения соколов в неволе.

    На самом деле птицы действительно представляют серьезную опасность для самолетов. По данным Международной организации гражданской авиации, ущерб, наносимый птицами в результате столкновений с воздушными судами, достигает $1 млрд. в год. Для борьбы с пернатыми «диверсантами» применялись самые разные способы - от ядов до инфразвуковых излучателей, но самой действенной оказалась старая добрая охота с помощью ловчих птиц. Иногда канцелярские счеты оказываются лучше компьютеров.

    Перелеты птиц над взлетными полосами могут привести к плачевным последствиям. Например, размах крыльев взрослой пятикилограммовой вороны достигает 70 сантиметров. Столкновение с ней во время взлета грозит авиалайнеру ударом почти в 6 тонн. По словам летчиков, опаснее всего попадание птицы в воздухозаборник двигателя. Мягкое птичье тельце при скорости самолета 700 км/ч может запросто деформировать лопатки турбин, изготовленные из прочнейших титановых сплавов. Не менее опасно, когда птицы пробивают фюзеляж. Под действием воздушных потоков отверстие стремительно расширяется - самолет теряет аэродинамические свойства, разгерметизируется салон. Еще опаснее, если птица врежется в лобовое стекло - разгерметизация произойдет в считанные секунды: экипаж потеряет сознание и попросту не успеет посадить самолет.

    - Для отпугивания птиц в аэропортах достаточно лишь присутствия хищника на объекте, - делится профессиональными секретами сокольничий Мирходжиакбар Махмудов. - Как говорят сами орнитологи, задача «птичьей полиции» не ловить, а распугивать. Лучше всего для этого подходят взрослые двухгодовалые хищники. Одна птица может патрулировать небо в течение 4 - 5 часов. Потом на ее место должна заступить сменщица.

     «Птичья полиция» охраняет взлетные полосы не только от пернатых собратьев, но и от посторонних «двуногих». В ташкентском аэропорту памятна давняя история, когда птицы оповестили о появлении на взлетной полосе человека - какой-то мужчина просто решил прогуляться.

    Кроме хищных птиц на вооружении орнитологов в аэропортах имеются самые хитроумные приспособления. В ташкентском аэропорту орнитологи работу хищников решили «подкрепить» звукоакустической системой. Устройство воспроизводит разные голоса птиц, в основном возгласы, означающие на языке пернатых тревогу и страх. Эти звуки с заданным интервалом транслируются в местах скопления птах.

    - На территории аэропорта действует и питомник по разведению хищных птиц, - рассказывает UT бригадир сокольничих Хаким Ниязов. - Сейчас в нем воспитываются несколько десятков молодых соколов, кречетов и карликовых орлов. Процесс тренинга сложный и кропотливый, требующий невероятного терпения и любви к этим гордым птицам.

    Совсем скоро им тоже предстоит выполнение патрульных полетов. На голове клобучек, на лапках - поножи. И вперед на охрану воздушного пространства и крылатых стальных «коллег».

Тимофей Жуков

 

 

www.press-uz.info