Новый документальный фильм рассказывает о плохом обращении посредника с собаками, предназначенными для медицинских исследований
Ежегодно в медицинских исследованиях в США используют около 65 тыс. собак. Откуда лаборатории берут животных? Некоторых поставляют лицензированные дельцы "класса А", которые разводят собак для исследований. Но большинство покупают у дельцов "класса В", также имеющих лицензию министерства сельского хозяйства, но берущих собак из разных источников, в том числе от нелицензированных продавцов – всего за 20 долларов.
Сделка считается законной, если продавец может доказать, что вырастил животное сам или купил его у того, кто его вырастил. Но защитники животных утверждают, что посредники класса В, продающие собак за сотни долларов, часто не проверяют происхождение собаки, которую покупают, а нелицензированные продавцы могут ловить бродячих собак или красть собак во дворах. Защитники прав животных утверждают, что некоторые посредники плохо обращаются с собаками, которых затем продают. Члены организации Last Chance for Animals полгода тайно расследовали деятельность одного посредника. Они увидели чудовищные условия содержания животных. Собак держали в тесноте в узких клетках, покрытых фекалиями. Некоторых плохо кормили, у других кровоточили незажившие раны. Некоторые умерли, их тела неподвижно лежали в клетках, и никто этого не замечал. Собаку, которую сочли "кусачей", убили выстрелом в голову ("незачем ей потреблять воздух, который может достаться хорошей собаке", говорит работник питомника). Другие собачьи трупы, в которых кишели черви, были обнаружены в канаве; некоторые расчленили, чтобы взять органы.
Новый фильм "Dealing Dogs" рассказывает о расследовании и его результате: питомник в Арканзасе закрыли, а его владельца Честера Бейрда оштрафовали. Один из создателей фильма Том Саймон беседует с корреспондентом Newsweek.
- Как вы узнали о проблеме?
- Первоначально мы хотели сделать фильм о животных, которых используют в исследованиях. Когда мы начали вникать в эту тему, мы поняли, что приобретение животных для исследований – это сложный и зачастую темный бизнес. Многие собаки, используемые в исследованиях, не выращены для этой цели, их купили у посредников класса B. Мы обнаружили, что торговля плохо регулируется, много лет раздаются жалобы, что у людей крадут собак, продают посредникам бродячих псов. В фильме есть торговец, который признается, что ездит по богатым районам и ловит собак. Мы заинтересовались системой поставок и связались с защитниками прав животных, которые расследовали эту проблему.
- Как вы познакомились с организацией Last Chance for Animals?
- Мы узнали и познакомились с ее основателем и президентом Крисом ДеРоузом пять лет назад. Он упомянул, что они пытаются внедрить своего тайного агента в питомник Бейрда. Мы умоляли ДеРоуза о встрече с этим агентом, "Питом", через пару недель мы познакомились и стали следить за его историей.
- Насколько остра проблема незаконной покупки посредниками животных и негуманного обращения с ними?
- Примерно две дюжины посредников класса B делают то же, что делал Бейрд, но его питомник был самым большим. По оценкам, он продавал несколько тысяч собак в год, среди его покупателей было немало ветеринарных факультетов. Им надо откуда-то брать собак, и сейчас другие посредники пытаются занять эту нишу.
- Какова законодательная база?
- Организация Last Chance for Animals добивается принятия закона о защите животных уже давно. У него есть пара сторонников в конгрессе, но дело движется медленно. Закон требует ликвидации посредников класса B, против чего выступают научно-медицинские организации. Они говорят, что от посредников класса B поступают более разнообразные собаки, чем от посредников класса A. Но если вы покупаете собаку неизвестного происхождения, вы ничего не знаете о состоянии ее здоровья, а тогда какой смысл в исследованиях?
- Некоторые научные организации утверждают, что ликвидация посредников класса B помешает исследованиям. Каково ваше мнение?
- Я не согласен и считаю этот аргумент ложным.
- В фильме не высказано вашего отношения к экспериментам на животных.
- Вот именно. Это действительно сложная проблема, и фильм не о ней. Важно понять, что министерство сельского хозяйства должно инспектировать все объекты, где используют животных, от маленького питомника для щенков до цирка и научной лаборатории. Оно должно добиваться соблюдения инструкций, стандартов обращения с животными. Например, посредник B обязан обеспечить адекватные и регулярные осмотры ветеринаром. Он должен обеспечить клетку определенной площади. Он должен обеспечить адекватное питание. Пит был в питомнике Бейрда, когда приехал инспектор. В питомнике прибрали, так как знали о приезде инспектора. Мертвых собак, конечно, тоже убрали. И я уверен, что инспектор не видел канаву с трупами, а это была одна из самых ужасных вещей, которые мне доводилось видеть или снимать.
- Разве местные организации не могут присматривать за такими людьми, как Бейрд? Зачем привлекать федеральную власть?
- Конечно, могут. Но у Бейрда была федеральная лицензия, за которую он заплатил 50-75 долларов. Тот, кто выдал лицензию, должен осуществлять регулирование. К тому же штаты к этому не готовы. Еще момент: нет федерального закона о жестоком обращении с животными. Бейрду были предъявлены обвинения в административном порядке, и дело кончилось штрафом в 262,7 тыс. долларов.
- Возникает вопрос: если животных все равно используют для экспериментов, кого волнует, как с ними обращаются по пути в лабораторию?
- Многие защитники прав животных понимают, что в ближайшее время не добьются сокращения количества экспериментов на животных, поэтому добиваются гуманного обращения. И они делают огромные успехи.
- В конце фильма группа спасения говорит, что любой, кто хочет собаку, может прийти и взять ее из закрытого питомника. Не таким ли образом получают собак нелицензированные торговцы?
- Да, но я думаю, ребята из группы спасения очень бдительны. Действительно, нелицензированные торговцы следят за объявлениями "отдадим в хорошие руки", и те, кто берет собак, могут продать их в низких целях. Но мне кажется, группа спасения такого не допустит.
- Почему закон не занимается нелицензированными торговцами?
- Они в тени. Кажется, прокуратура Арканзаса начала расследование деятельности людей, у которых Бейрд покупал собак.
- Какова ответственность лабораторий и ветеринарных факультетов, покупающих собак у посредников класса B?
- Проблема в том, что посредник класса B обязан доказать, что получил собаку законным путем. И у покупателя всегда есть возможность сказать: "Я покупаю у лицензированного посредника, который приобрел собаку легально". Они несут ответственность за обращение с собакой после того, как они ее купили. Но насколько я понимаю, их единственная обязанность – покупать у лицензированных торговцев.