Terrier Union of Russia

Доберман

E-mail Печать PDF

Доберман Irinus de Ferignis, фото, фотография

Доберман - единственная порода, названная именем ее создателя. Гениальный селекционер-самоучка создал свое чудо в конце XIX века на юге Германии в г. Апольда.

В Россию доберман попал вскоре после признания его в качестве самостоятельной породы Немецким союзом собаководов. Великолепные представители были ввезены в российские полицейские питомники и создали в начале XX века у нас в стране потрясающую репутацию породе. Со времени своего становления доберманы являлись лучшими полицейскими собаками, проявляя чудеса собачьего интеллекта, она побили все рекорды поиска и задержания преступников. Рекорд Книги рекордов Гиннеса по следовой работе также принадлежит доберману. До второй мировой войны доберман -основная порода, используемая стражами порядка. После войны оказались потерянными почти все ценные племенные собаки, однако, немецкие разведенцы смогли найти выход из создавшейся ситуации, угрожавшей существованию породы как таковой. По крупицам они отобрали производителей, и на немецком племенном материале доберман-клубы всех европейских стран смогли в течение очень короткого для селекции времени восстановить породу, а затем и довести ее до весьма высокого уровня.

Выдающиеся селекционеры немецкого питомника Норден Штамм (v.Norden Stamm) и голландского "Франкенхорст" (v. Franckenhorst), опираясь в своей работе в основном на крови питомника "Форель" (v. Forell), оказали огромное влияние на формирование породы во всем мире. На сегодняшний день лидирующие места на крупнейших выставках занимают собаки этих питомников или их потомки.

Путь к популярности доберманов в нашей стране был нелегким. К сожалению, не нашлось в России, богатой талантами, своего ф.Штефапица (выдающегося создателя-селекционера немецкой овчарки) или Дж. Коленберга (вл.питомника Норден Штамм). Поэтому с переменным успехом доберман завоевывал умы и сердца собачников или отталкивал своей зловещей полицейской репутацией рядовых любителей и потенциальных владельцев. Судьбу породы на протяжении долгих лет вершили как воистину замечательные люди (Л. П. Мазовер), так и люди, мягко говоря, далекие от породы. Пользуясь властью, на гребце моды последние пытались сорвать себе куш, нанося вред породе. Горе-селекционеры не хотели, а может быть, и не умели получать добермана экстерьерно правильного, породного и с хорошим характером, устойчивой нервной системой. Взаимодействие отдельных статей с определенными свойствами поведения - аксиома, имеющая под собой надежную научную основу. Невозможно исключить одно из достоинств экстерьера, не задев при этом достоинств в поведении животного.

С появлением возможности посещать западноевропейские выставки прозрение пришло к большей части людей, имеющих отношение к породе. До тех пор у многих, не только далеких от собаководства людей, но и кинологов, работающих с другими породами, имелось в корне порочное представление о внешнем виде и характере добермана. Они считали, что это - животное на тонких ножках, худое, с прилипшим к позвоночнику животом, узкой мордочкой, нервно и истерично лающее по поводу и без повода. Несколько утрированно, но, однако, это именно так. Отечественный стандарт, не имеющий никакой силы в кинологическом мире, позволял трактовать его сколь угодно широко в интересах недобросовестных разведенцев. Так появилось понятие доберман-пинчер, ни имеющее отношения ни к истинному доберману, ни к промежуточному названию породы, являющееся лишь издевательским названием собачки, описанной выше. Сегодня, когда прогрессивные селекционеры России переняли опыт зарубежных коллег, собак, поднявших престиж породы, становится все больше. Чем же так хорош этот хваленый доберман .западноевропейского типа? Создателю породы Ф.Л.Доберману удалось получить собак смелых, сильных, отличных охотников и сторожей, а злоба и бойцовский дух этих животных выше всяких похвал.

Современный доберман - это собака выше среднего роста, крепкая, мускулистая, мощная и элегантная, с крепким цельным корпусом, глубокой и довольно широкой грудью. Прекрасные углы сочленений конечностей позволяют доберману легко и свободно двигаться, гордая, уверенная осанка, умеренный темперамент и доброжелательное отношение ко всем людям и в то же время постоянная готовность защитить владельца делают добермана наиболее желательным спутником человека. Доберман удобен для содержания в квартире, он не имеет запаха и обильного слюноотделения. Его короткая глянцевая шерсть очень приятна на ощупь и требует минимального ухода.

Переживая пик популярности, порода в нашей стране очень быстро меняется в лучшую сторону. Если три года назад вывезшие своих собак на Всемирную выставку российские кинологи далеко не блеснули, получив оценки повыше очень хорошо, то на Всемирной выставке 1994 года в Берне все собаки российской команды получили высшие оценки, а некоторые заняли призовые места. Таким образом, 1994 год можно считать годом достижения среднеевропейского уровня в поголовье российских собак.

Долгое время порода в нашей стране развивалась относительно изолированно. Наш отечественный стандарт был столь размыт, что наплодил большое разнообразие типов и не ставил четкой цели перед селекционерами. Это удивляло многих зарубежных специалистов. Порочный круг в селекции замыкался мнением некоторых специалистов, в частности С.П.Каменевой: Разнообразие типов в породе является положительным моментом, это дает возможность отбирать то, что необходимо для селекции в связи с меняющейся модой.

О том, насколько далеко от мирового уровня находилась племенная работа с породой, свидетельствуют слова президента Международного и Немецкого доберман-клубов, господина Ханса Виблисхаузера: Только немецкий стандарт законен в мире и внутри FCI, даже когда клубы других стран изменяют, вернее, утверждают собственные стандарты и далее: Несмотря на установленное содержание стандарта, считается, что он разнообразно истолковывается. Иные разведенцы даже пытаются истолковать его так, чтобы он по возможности лучше подходил к продуктам их питомника. Эксперты несут большую ответственность за стандарт породы, они должны в первую очередь иметь единое восприятие стандарта.